
Подход АО «Казахтелеком» к управлению рисками в области прав человека
АО «Казахтелеком» придерживается принципов уважения и защиты прав человека в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными стандартами, включая Всеобщую декларацию прав человека, Глобальный договор ООН и Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Эти принципы закреплены в утверждённой Советом директоров Политике в области прав человека.
Политика распространяется на всех работников Компании и рекомендована к применению в дочерних организациях. АО «Казахтелеком» в рамках договорных процедур доводит до сведения своих поставщиков и партнёров принципы Политики в области прав человека а и обеспечивает подписание ими подтверждения об ознакомлении с её положениями.
Мониторинг и оценка рисков нарушения прав человека
АО «Казахтелеком» ведёт системный мониторинг риска П-30 «Риск нарушения прав человека».
Текущая оценка риска:
- Вероятность: 2
- Влияние: 1
- Позиция на карте рисков: зелёная зона
С II квартала 2024 года по текущий момент отмечается положительная динамика, при этом риск не превышает пороговых значений ключевого индикатора риска – «Количество обращений о нарушениях Политики в области прав человека».
Основные (возможные) факторы риска
В регистр риска включены основные (возможные) факторы риска влияющие на реализацию риска:
• Нарушение законодательства РК и международных норм
• Дискриминация, посягательства на человеческое достоинство, физическое и психологическое насилие на рабочем месте
• Принудительный труд, детский труд, торговля людьми (в том числе со стороны партнёров других заинтересованных сторон)
• Коррупционные действия
• Нарушение конфиденциальности персональных данных клиентов
• Несоблюдение Кодекса деловой этики
Меры по смягчению негативного воздействия (Mitigation Measures)
АО «Казахтелеком» реализует следующие меры для предупреждения нарушений (охватывают Центральный аппарат, филиалы и дочерние организации):
• Внедрена Политика в области прав человека, доступная всем работникам и партнёрам
• Проводится регулярное обучение работников по вопросам прав человека
• Проводится системный мониторинг рисков и их динамики. Риск внесён в регистр рисков и находится под контролем Департамента управления рисками и внутренних контролей
• В договоры с поставщиками и подрядчиками включаются положения о соблюдении прав человека
• Поддерживаются принципы нулевой терпимости к дискриминации, насилию, детскому и принудительному труду
• Гарантируется защита персональных данных и конфиденциальности
• Действуют каналы для анонимного сообщения о нарушениях
- Горячая линия: 8 800 080 47 47
- Комплаенс-служба: tlek.issakov@telecom.kz
- Веб-сайт: www.sk-hotline.kz
• Проводится внутренний мониторинг выполнения принципов Политики в области прав человека
• Интеграция принципов прав человека в другие корпоративные документы: Кодекс деловой этики, Политика устойчивого развития, Политика равных возможностей и инклюзии и разнообразия.
Компания выполняет требования трудового законодательства Республики Казахстан в этой области, в рамках которого никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав по признакам религии, пола, языка, возраста, национальной принадлежности, наличия инвалидности, семейного статуса, социального происхождения или иных индивидуальных отличительных характеристик, которые не связаны с деловыми качествами работника.
АО «Казахтелеком» непрерывно совершенствует свои практики в области соблюдения прав человека и равных возможностей. Так, Компания участвует в переговорах с работниками по заключению, изменению, дополнению коллективного договора, соблюдает сроки проведения переговоров и обеспечивает работу соответствующих совместных комиссий, предоставляет информацию, необходимую для проведения переговоров, строго выполняет условия положений коллективного договора. Согласно трудовому законодательству, любой работник имеет право на участие через своих представителей в коллективных переговорах и разработке проекта коллективного договора, а также ознакомление с подписанным коллективным договором.
Социальная поддержка работников в АО «Казахтелеком»
АО «Казахтелеком» стремится поддерживать эффективную систему социальной поддержки, обеспечивающую безопасные, справедливые и комфортные условия труда для всех работников. Коллективный договор компании, охватывающий на данный момент 92% работников, является основным инструментом предоставления такой поддержки и укрепления благополучия персонала.
В соответствии с Коллективным договором, в 2024 году Компания продолжила предоставление следующих видов социальной поддержки независимо от формы занятости (постоянная или временная):
• Страхование жизни
• Медицинское обслуживание
• Отпуск по уходу за ребёнком
• Пенсионные программы
АО «Казахтелеком» также предоставляет возможность дистанционной работы. Условия и порядок применения дистанционной формы работы определяются в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан и внутренними нормативными документами Компании. Помимо базовых социальных гарантий, Коллективный договор также предусматривает широкий спектр дополнительных мер социальной поддержки, включая:
Поддержка при сокращении штата и выходе на пенсию
Коллективный договор содержит специальные положения для работников, затронутых организационными изменениями, такими как сокращение или выход на пенсию. Предусмотрены следующие меры:
• Перевод на имеющиеся вакантные должности
• Досрочный выход на пенсию с учётом трудового стажа
• Предоставление оплачиваемого времени для поиска новой работы
• Единовременные выплаты при увольнении или выходе на пенсию
Право на ежегодный отпуск
АО «Казахтелеком» предоставляет оплачиваемый ежегодный отпуск в зависимости от категории работника:
• 30 календарных дней — для руководителей, специалистов и других служащих
• 27 календарных дней — для работников рабочих профессий
Кроме того, в соответствии с положениями Коллективного договора могут предоставляться дополнительные оплачиваемые отпуска.
Компенсационные выплаты
В соответствии с Приложением № 3 к Коллективному договору «Система оплаты труда работников АО «Казахтелеком», работникам предоставляются различные дополнительные выплаты и надбавки, включая:
• За сверхурочную работу
• За работу в ночное время
• За работу в праздничные и выходные дни
• За дежурство на дому
• За выполнение тяжёлых работ или работ во вредных и/или опасных условиях труда
• Иные компенсационные выплаты, предусмотренные внутренними нормативными документами.
Более подробная информация о системе социальной поддержки сотрудников представлена в Интегрированном годовом отчёте АО «Казахтелеком» за 2024 год.
- управление по целям (management by objectives) – оценка степени и качества достигнутых работником корпоративных и индивидуальных целей;
- оценка компетенций (competency assessment) – оценка рабочего поведения по определенным индикаторам для достижения индивидуальных целей.
Управление по целям (management by objectives): В Компании использованы 2 типа оценки результативности:
- годовые показатели, ориентированные на достижение стратегических целей;
- квартальные задачи, которые позволяют реализовывать проекты.
Корпоративные ключевые показатели деятельности АО "Казахтелеком", утвержденные Советом директором АО "Казахтелеком":
- EBITDA Margin
- Консолидированная Чистая прибыль
- Свободный денежный поток
- Зона кредитного риска
- NAV
- Производительность труда по Группе
Разработанная Система оценки деятельности позволяет преобразовывать цели бизнеса в цели команды и является достаточно простой и понятой в применении и администрировании, а также позволяет компании двигаться по пути максимальной эффективности и стабильности развития бизнеса. Оценка деятельности работников Общества проводится с целью:
Каждый филиал Общества с учетом производственных процессов проводит оценку деятельности работников, по итогам чего формируется рейтинговая система результативности, являющаяся основой для применения мотивационных инструментов.
Корпоративные КПД / КПД Председателя Правления
Корпоративные КПД АО "Казахтелеком" / КПД Председателя Правления АО "Казахтелеком" утверждаются Советом директоров. Данные ключевые показатели деятельности (КПД) соотносятся с стратегическими целями и приоритетами Компании. Они включают различные показатели, такие как финансовые результаты, улучшение культуры безопасности, доля внутренней стоимости в закупках товаров, работ и услуг, доходность для акционеров, индекс лояльности Net Promoter Score и крупные инвестиционные проекты.
Корпоративные КПД / КПД Председателя Правления:
Период исполнения, применяемый для оценки переменной компенсации – 1 год
• Достижение EBITDA Margin
• Коэффициент частоты травм с временной потерей трудоспособности (LTIF)
• Доля внутристрановой ценности в закупках товаров, работ и услуг
• Достижение TSR (совокупный доход акционеров)
• Достижение индекса лояльности NPS (Net Promoter Score)
Компанией разработан отдельный подход для долгосрочных КПД. Период исполнения, применяемый для оценки переменной компенсации – 5 лет
• Реализация крупных инвестиционных проектов:
• Проект «Развитие сети 5G». Срок реализации: 2022-2025
• Проект «Строительство ВОЛС через Каспий». Срок реализации: 2022-2026.
Компания не практикует отсрочку какой-либо части краткосрочных вознаграждений Председателя Правления. Краткосрочные вознаграждения выплачиваются полностью и своевременно, без задержек или конвертации в акции или опционы на акции.
Следующие КПД касаются достижения целей, связанных с управлением рисками:
• Достижение EBITDA Margin по Группе (%)
• Коэффициент частоты травм с временной потерей трудоспособности (LTIF)
• Достижение индекса лояльности NPS (Net Promoter Score).
Приоритетными задачами АО «Казахтелеком» в области БиОТ являются:
- соответствующее соблюдение и применение Трудового кодекса Республики Казахстан;
- предоставление безопасных условий труда и рабочих мест;
- использование современных технологий и практик передового опыта в области безопасности и охраны труда;
- внедрение современных средств и методов предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Важную роль в деятельности АО «Казахтелеком» в области охраны труда играет заблаговременное предотвращение или смягчение неблагоприятных воздействий на здоровье и безопасность работников, сотрудников подрядных организаций и населения. Система управления безопасностью и охраной труда, функционирующая в Компании, направлена на обеспечение методического руководства, анализа и контроля за состоянием БиОТ.
В АО «Казахтелеком» разработана Политика в области обеспечения безопасности и охраны труда, которая распространяется на всех работников и подрядчиков Компании.
Основными внутренними документами, регламентирующими вопросы профессионального здоровья, безопасности и охраны окружающей среды, промышленной безопасности, в рамках которых функционирует система управления охраной труда и промышленной безопасностью АО «Казахтелеком», являются: